Погашение финансовых обязательств не означает полного закрытия процедуры ипотечного кредитования. Необходимо пройти ряд формальностей и собрать документы, перечень которых зависит от условий ипотеки и конкретной ситуации. Если этого не сделать, возможны следующие неприятности:

  • образование новой задолженности перед банком;
  • проблемы с переоформлением недвижимости в собственность;
  • невозможность совершения сделок (дарить, продавать, менять, закладывать и пр.) с приобретенной квартирой без согласия банка.

Перед внесением последнего платежа уточните его сумму с точностью до копеек даже в том случае, если вы рассчитывались строго по графику. Это осуществляется через интернет-банкинг, с помощью звонка в колл-центр, или при личном посещении.

Подтверждение отсутствия долга

Возьмите в банке справку, подтверждающую закрытие расчетов по ипотечному кредиту. В ней, как минимум, должны иметься следующие сведения:

  • ФИО клиента;
  • информация о нулевом остатке по кредитному счету;
  • номер ипотечного договора, а также даты его оформления и закрытия;
  • фраза об отсутствии претензий;
  • ФИО и должность лица, подписавшего справку.

Дополнительно рекомендуется взять выписку с нулевым остатком по кредитному счету. Если банк не закрывает его автоматически, нужно написать заявление с требованием о его закрытии по причине полного исполнения кредитных обязательств.

Получение закладной

Оформление приобретаемой квартиры в залог осуществляется с помощью закладной. Это документ, представляющий собой именную ценную бумагу и регламентирующий отношения между банком и заемщиком по поводу залоговых отношений и ликвидации задолженности.

Закладная является основанием для наложения обременения на заложенную недвижимость. Ее наличие исключает возможность совершения юридических сделок с находящейся в обременении квартирой (дарение, продажа и пр.) без согласования с кредитором. Поэтому после погашения задолженности банк обязан вернуть заемщику данный документ с отметкой об исполнении обязательств и полном отсутствии претензий.

Снятие обременения с объекта недвижимости

Для решения вопроса необходимо обратиться в Росреестр, но услуга в некоторых регионах предоставляется также многофункциональными центрами. Кроме полученной в банке закладной с записями об отсутствии претензий, требуется представить также следующие документы (перечень может варьироваться в зависимости от ситуации):

  • паспорта заемщика и остальных собственников квартиры (если она оформляется на несколько человек);
  • копии устава и учредительных документов банка;
  • справка о погашении ипотеки с выпиской по кредитному счету и фразой об отсутствии задолженности;
  • доверенность, выданная банком для снятия обременения (она не требуется при присутствии представителя банка);
  • правоустанавливающие документы на объект недвижимости (договор приобретения, свидетельство о собственности или др.);
  • заявление, составленное лично заемщиком по установленной форме;
  • квитанция об уплате пошлины.

По закону обременение с ипотечной квартиры должно быть снято в течение 10-14 дней, на практике срок не превышает 3-5 дней. Отслеживать процесс и увидеть результат можно через официальный сайт. После снятия обременения владелец получает полное право совершать с недвижимостью любые юридические сделки. Подтверждением этого является выдаваемая выписка из ЕГРП.

Возвращение страховки

При отсутствии страховых случаев заемщик вправе рассчитывать на возврат уплаченных страховых взносов. На практике это возможно при одновременном соблюдении двух условий:

  1. сумма полиса была оплачена единовременно на весь срок действия ипотечного договора;
  2. кредит был погашен досрочно.

В этом случае заемщик вправе истребовать со страховой компании сумму страховки, пропорциональную оставшемуся периоду. Например, если ипотека выдавалась на 15 лет, но клиент ее погасил через 10 лет, то он может вернуть сумму страховки за 5 лет. В большинстве ситуаций страховые компании не оспаривают такие требования и возвращают деньги. В противном случае добиться выплаты можно через суд.

Распределение долей после использования материнского капитала

Данная процедура является обязательным условием, при котором разрешено использовать материнский капитал для покупки жилья в ипотеку. При этом доли распределяются не с учетом не только детей, но и второго супруга.

В соглашении либо дарственной разрешено предусмотреть возможность перераспределения долей в случае рождения других детей. Минимальный размер доли действующим законодательством не предусмотрен. На практике обычно используется минимальный норматив жилой площади на одного человека, который в России составляет 12 кв. м.

Распределить доли необходимо в срок до 6 месяцев с момента закрытия обязательств по кредиту на недвижимость. Это можно сделать следующими способами:

  • оформлением договора дарения;
  • по соглашению сторон;
  • в судебном порядке – если сторонам не удалось договориться самостоятельно.

В любом случае документы должны заверяться нотариально, после этого они будут иметь юридическую силу. Решить вопрос с распределением долей можно также в Росреестре. В этом случае каждый владелец получит отдельное свидетельство, подтверждающее его право собственности на свою долю.

Можно ли взять ипотеку повторно

Да, причем это разрешено делать даже при уже имеющемся незакрытом ипотечном кредите. Главный критерий – добросовестность заемщика (проверяется кредитная история) и его возможность рассчитываться по обязательствам (необходимо иметь соответствующий доход и залоговое имущество).

Однако повторная ипотека возможна только на общих основаниях. Если человек ранее уже брал кредит по льготной программе (например, для бюджетников или военных), то воспользоваться данной возможностью еще раз нельзя, поскольку после получения ипотеки заемщик лишается статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий.