Отсрочка по потребительскому кредиту – право заемщика предоставленное ему кредитором и позволяющее перенести срок причитающихся платежей полностью либо частично. Такая необходимость обусловлена внезапными финансовыми затруднениями у клиента, предвидеть которые невозможно либо их вероятность представлялась крайне низкой.

Отсрочки еще называют «кредитными каникулами», они позволяют избежать штрафов, общения с коллекторами и прочих неприятностей, связанных с несвоевременным погашением задолженности.

Виды отсрочек

В зависимости от варианта предоставления «кредитные каникулы» бывают следующих видов:

  1. Перенос выплаты основной задолженности. Заемщик в течение оговоренного времени платит только проценты, а выплаты по «телу» кредита не производятся. Общая сумма задолженности не уменьшается.
  2. Перенос выплаты процентов. Редко встречающийся вариант, при котором заемщик осуществляет платежи только по «телу» кредита, без процентов. Сумма платежа уменьшается незначительно, а вот совокупная переплата может снижаться более ощутимо.
  3. Перенос выплаты одновременно и основной задолженности, и процентов. Предоставляется только отдельным категориям клиентов и на небольшой срок (в пределах 1-3 месяцев).

Следует учитывать, что пропущенные платежи не прощаются, а равномерно распределяются и добавляются к предстоящим плановым взносам.

Когда предоставляется кредитная отсрочка

Для получения отсрочки должны быть веские основания, их перечень каждый банк определяет самостоятельно. Ими могут являться:

  • потеря источника дохода не по собственной инициативе или вине (ликвидация предприятия, сокращение штатов, банкротство компании и пр.).
  • проблемы со здоровьем, подтвержденные соответствующими справками и прочими медицинскими документами.
  • внезапная потеря кормильца, а также необходимость оплачивать лечение или содержать неработоспособного близкого родственника.
  • материальные затруднения непредвиденного характера, в том числе по причине форс-мажорных и прочих тяжелых обстоятельств (угнали машину, сгорела квартира, ограбили и т. п.).

Основаниями для предоставления «кредитных каникул» могут являться и другие обстоятельства, но в любом случае они должны подтверждаться соответствующей документацией. Предоставление отсрочки – не обязанность финансово-кредитного учреждения, а лишь его право.

Когда нельзя получить отсрочку по кредиту

В некоторых кредитных договорах невозможность предоставления отсрочки прописывается изначально. Банки отказывают и в следующих ситуациях:

  • несвоевременное внесение платежей, плохая кредитная история;
  • отсутствие попыток заемщика заблаговременно договориться об урегулировании возникшей ситуации, а также умышленное игнорирование запросов и попыток контакта со стороны представителей банка;
  • если клиент пользуется кредитными средствами менее 3 месяцев, либо у него до окончания действия договора осталось менее 3 месяцев;
  • гражданам, которые уволились с работы по собственному желанию (вывод делается на основании соответствующей записи в трудовой книжке).

Банк может не предоставить отсрочку даже в том случае, если заемщик действительно пропал в сложную ситуацию по независящим от него обстоятельствам, но не смог подтвердить этого документально.

Как получить отсрочку по кредиту

Напрямую повлиять на принятие банком положительного решения заемщик не может. Если в кредитном договоре предусмотрены условия предоставления отсрочек, банк будет действовать в строгом соответствии с ними. В остальных случаях ситуация рассматривается индивидуально, алгоритм действий зависит от конкретного банка. В любом случае необходимо:

  1. Обратиться с соответствующим заявлением, подробно обосновав свое финансовое положение и перечислив факторы, которые препятствуют исполнению обязательств по договору. Менеджер банка должен четко представлять возникшую у клиента ситуацию.
  2. Подготовить документальные подтверждения своих слов. Это могут быть справки о доходах, выписки их приказов и трудовой книжки, медицинские заключения и т. д.
  3. Убедить сотрудников банка в своей способности возобновить уплату взносов по истечении определенного времени. Они должны поверить, что возникшие сложности носят временный характер – в противном случае у них не будет стимула идти навстречу клиенту.

Обращаться в банк необходимо до фактического пропуска платежа: это позволит представить себя как ответственного заемщика и повысит шанс на предоставление отсрочки.