Микрофинансовые организации относятся к клиентам намного лояльнее по сравнению с банками. Тем не менее, перед выдачей денег представители МФО должны убедиться, что клиент вернет их в полном объеме с причитающимися процентами и в установленный срок.

Однозначного перечня данных, проверяемых МФО, не существует: каждая компания пользуется собственными методиками, но в целом основные усилия направлены на проверку личности заемщика, в частности – отсутствия у него мошеннических намерений. Вопросы трудоустройства, наличия и уровня дохода, активов для обеспечения возврата кредитного займа волнуют микрофинансовую организацию в меньшей степени.

Сбор начальных данных о клиенте

Микрофинансовая организация начинает собирать информацию о клиенте до того, как он об этом узнает. Это начинается еще на этапе посещения им сайта: если заемщик сразу, не изучая условий и не читая другой информации, переходит к оформлению онлайн-заявки – это вызовет определенные подозрения.

Сразу после верификации номера мобильного телефона будет выполнена его проверка: на кого оформлен, на каких форумах/в социальных сетях и прочих ресурсах зарегистрирован и т.д. Проверяется вся информация по указанной клиентом банковской карте.

Благодаря предварительной проверке микрофинансовая организация получает немало сведений о потенциальном клиенте еще до получения его паспортных данных.

Проверка кредитной истории

МФО сотрудничают с Бюро кредитных историй, что позволяет им легко и быстро получать полную информацию о финансовой дисциплинированности клиента. В первую очередь анализируются данные:

  • о текущих кредитных обязательствах клиента;
  • о наличии у него просроченных долгов;
  • об отказах в выдаче кредитов или займов в других организациях;
  • о наличии/отсутствии сведений о заемщике, как о мошеннике.

Полученная информация позволяет сделать вывод о порядочности и платежеспособности потенциального клиента.

Проверка по государственным базам данных

Наиболее подробные сведения о заемщике получают из баз данных государственных органов. Отправляются запросы:

  • в Главное управление по вопросам миграции – для проверки достоверности паспортных данных, а также для подтверждения информации о том, что данный документ отсутствует в списках украденных или потерянных паспортов;
  • в Федеральную налоговую службу – для проверки данных о работодателе заемщика: действительно ли работает указанная организация, чем занимается, вовремя ли и полностью платит налоги и т.д.;
  • в Министерство внутренних дел – для получения сведений о наличии/отсутствии судимостей, а также для проверки, не находится ли данный клиент в розыске;
  • в Федеральную службу судебных приставов – о наличии/отсутствии в отношении данного заемщика исполнительных производств.

На этом же этапе проверяются сведения об адресе проживания и регистрации клиента. Если он живет в одной квартире с человеком, уже имеющим задолженность перед микрофинансовой организацией – это вызовет подозрения. Проводится проверка дополнительных контактов для получения дополнительной информации о потенциальном заемщике.

Проверка в социальных сетях

Сам факт наличия профиля в социальной сети является плюсом для клиента, поскольку это является дополнительным каналом связи. Но далее представители компании тщательно анализируют содержимое профиля, в частности:

  • нет ли в числе друзей лиц, относящихся к категории злостных неплательщиков или мошенников;
  • в каких группах состоит заемщик (например, членство в группе «Как не платить по займам и кредитам» наверняка будет причиной отказа);
  • что пишет в постах: если человек делится информацией о том, как играет в онлайн-казино, это значительно снизит его шансы на получение займа.

Основные причины отказа

  • подача недостоверной информации;
  • наличие больших просроченных долгов по другим обязательствам;
  • сомнения относительно платежеспособности (отсутствие работы и других источников дохода);
  • совершение в прошлом мошеннических действий, особенно в сфере финансов;
  • увлеченность азартными играми.