Первый платный участок автотрассы появился в России в 1999 году – это был 20-километровый отрезок в Липецкой отрасли, относящийся к дороге М4 «Дон». Более активно данный порядок стал внедряться после 2012 года, и в настоящее время сеть платных дорог составляет примерно 1000 км при том, что общий километраж российских автотрасс – 1,5 млн. км.

Какая дорога может быть платной

Автотрасса (или ее отдельный участок) может быть отнесена к данной категории только при условии, что она была построена заново или реконструирована с использованием новейших технологий строительства и самых современных материалов.

Еще одним условием является обязательное наличие бесплатной альтернативы. Это означает, что у водителя должен быть выбор, по какой дороге двигаться – по платной или нет.

Преимущества

Основными отличиями от обычных автомобильных трасс являются:

  • хорошо развитая инфраструктура: магазины, автозаправочные станции, кафе и прочие объекты придорожного сервиса встречаются намного чаще, чем на остальных дорогах;
  • высокая пропускная способность за счет увеличенного количества полос движения (на самых загруженных и популярных направлениях – до шести);
  • безупречное качество дорожного полотна: ямы и выбоины отсутствуют, проводится своевременный ремонт, всегда нанесена свежая разметка.

Кроме этого, на некоторых участках разрешено двигаться со скоростью до 15 км/ч, что позволяет ехать намного быстрее по сравнению с обычными дорогами.

Список платных дорог

Полностью платных автотрасс в России нет, деньги взимаются лишь за проезд по отдельным участкам.

  • трасса М1 – один участок, находящийся между 14 и 33 км (он разделен на три отрезка, причем останавливаться необходимо у каждого пункта взимания платы);
  • трасса М3 – два участка (124 – 150 км, 150 – 174 км), в ближайшем будущем планируется введение третьего участка на отрезке с 65 по 124 км;
  • трасса М4 «Дон» – одиннадцать основных и шесть дополнительных платных участков;
  • трасса М11 – находится в процессе строительства, по состоянию на май 2019 года в эксплуатацию сдано три участка;
  • Западный скоростной диаметр – полностью платная трасса, разделенная на пять участков.

Четыре платные дороги имеется в Псковской области, особенностью которых является то, что они не были реконструированы или построены заново.

Кому принадлежат платные дороги

Большинство автотрасс принадлежит государственному предприятию «Автодор».

Собственником платных дорог, находящихся в Псковской области, является местный транспортный комитет. Трасса «Западный скоростной диаметр» находится во владении ООО «Магистраль северной столицы», а дорога М11 частично является собственностью «Северо-Западной концессионной компании».

Стоимость проезда по платным дорогам

Тарифы устанавливаются собственником конкретной автодороги по согласованию с уполномоченными органами, и зависят от времени суток (ночью дешевле), а также от категории транспортного средства:

  • 1 – мотоциклы и легковые авто, прицепы массой до 750 кг, микроавтобусы вместимостью до 8 пассажиров, грузовики до 3500 кг. Общее требование – высота не должна превышать 2 м.
  • 2 – среднегабаритный транспорт: автобусы вместимостью от 8 человек массой до 5000 кг, грузовики от 3500 кг, прицепы от 3500 кг, фургоны, пикапы и т. п. Высота – от 2 до 2,6 м.
  • 3 – автобусы тяжелее 5000 кг, тягачи и грузовики массой от 12 т, высота – более 2,6 м, количество осей – 2.
  • 4 – большие автобусы, грузовики с количеством осей 3 и более (при этом учитываются все имеющиеся оси, в том числе и временно поднятые), прицепы от 10 т, тралы, платформы, прочая спецтехника.

Тарифы на проезд по трассе М1, руб.

Отрезок дороги Время проезда 1 категория ТС 2 категория ТС 3 категория ТС 4 категория ТС
1-10 км 5:00-1:00 150 225 300 480
1:00-5:00 50 70 100 150
10-13 км 5:00-1:00 50 70 100 150
1:00-5:00 30 40 60 90
10-19 км 5:00-1:00 150 225 300 480
1:00-5:00 50 70 100 150

Тарифы на проезд по трассе М3, руб.

Отрезок дороги Время проезда 1 категория ТС 2 категория ТС 3 категория ТС 4 категория ТС
124-150 км 7:00-0:00 50 75 100 180
0:00-7:00 25 35 50 90
150-194 км 7:00-0:00 80 120 160 320
0:00-7:00 40 60 80 160

Тарифы на проезд по трассе М4, руб.

Отрезок дороги Время проезда 1 категория ТС 2 категория ТС 3 категория ТС 4 категория ТС
21-93 км 7:00-0:00 100 150 200 400
0:00-7:00 60 90 120 240
93-211 км 7:00-0:00 150 220 300 450
0:00-7:00 100 150 200 300
225-260 км 7:00-0:00 65 95 130 240
0:00-7:00 35 50 70 140
287-321 км 7:00-0:00 65 95 130 240
0:00-7:00 35 50 70 140
330-414 км 7:00-0:00 130 190 250 480
0:00-7:00 100 150 200 400
414-464 км 7:00-0:00 90 130 170 330
0:00-7:00 60 90 120 150
492-517 км 7:00-0:00 40 60 80 140
0:00-7:00 25 35 50 100
517-544 км 7:00-0:00 50 70 100 150
0:00-7:00 30 45 60 90
544-589 км 7:00-0:00 80 110 140 290
0:00-7:00 50 80 100 200
589-633 км 7:00-0:00 70 70 140 290
0:00-7:00 50 100 100 200
1091-1119 км 7:00-0:00 50 75 100 200
0:00-7:00 30 45 60 120

Тарифы на проезд по трассе М11, руб.

Отрезок дороги 1 категория ТС 2 категория ТС 3 категория ТС 4 категория ТС
208-214 км 20 30 40 60
208-258 км 140 160 180 220
208-334 км 360 390 430 530
214-258 км 120 140 150 180
214-334 км 340 370 400 480
258-334 км 220 230 250 300

Сэкономить можно, если пользоваться транспондером – прибором для автоматической оплаты. Его наличие позволяет получать скидки от 10 до 50%.

Схема и правила проезда

В начале платного участка находится пункт взимания платы. Рассчитаться можно следующими способами:

  • наличными деньгами или с банковской карты через кассира;
  • с помощью магнитной наклейки на лобовом стекле автомобиля: информация о владельце считывается с нее в автоматическом режиме;
  • наличными деньгами или смарт-картой – через специальный терминал;
  • с помощью транспондера: это устройство, предназначенное для бесконтактной оплаты и дистанционно отвечающее на сигнал пропускного пункта (оно привязывается к банковской карте или счету, и устанавливается обычно под ветровым стеклом транспортного средства).

Льготы при проезде

Предусмотрено предоставление льгот следующим категориям автотранспорта:

  • автобусы местного и общего пользования;
  • транспорт служб экстренного реагирования: полиции, скорой помощи, МЧС, военной автоинспекции (ВАИ);
  • автомобили аварийных служб;
  • государственный почтовый транспорт, автомобили сопровождения.

Также от платы могут освобождаться категории автотранспортных средств, определенные владельцем дороги.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.