Во многих случаях банки возвращают на карточки клиентов часть денег, потраченных при совершении безналичных платежей. Фактически это плата за лояльность клиентов и расчет на то, что они будут активнее пользоваться картами, поскольку им это выгодно. Поэтому в последнее время процент кэшбека стабильно растет: если еще сравнительно недавно нормой считался возврат примерно 1-2% от потраченных сумм, то сейчас можно встретить кэшбек в размере от 5% до 10%, а в некоторых случаях – до 20-30%.
При этом кэшбек может начисляться не только деньгами, но и другими активами: бонусными баллами, милями и пр., которые впоследствии можно обменять на наличные деньги, товары/услуги или скидки.
Ввиду высокой конкуренции между банками кэшбек является мощным и эффективным инструментом для повышения лояльности клиентов. Прямая выгода банков еще и в том, что кэшбек начисляется только при совершении безналичных операций – а за каждую такую транзакцию финансово-кредитное учреждение получает определенную комиссию со стороны платежной системы. Кроме этого, стимулирование к совершению безналичных платежей автоматически приводит к стремлению клиентов больше денег держать на карточке, и меньше – пользоваться наличными. А остатки средств на счетах клиентов банк может использовать для получения дополнительной прибыли.
Если кэшбек предоставляется при покупках товара в определенных магазинах (обычно это партнеры банка), то в большинстве случаев он оплачивается не банком, а торговой точкой, интерес которой заключается в привлечении покупателей и повышении товарооборота.