Отсрочка по потребительскому кредиту – право заемщика предоставленное ему кредитором и позволяющее перенести срок причитающихся платежей полностью либо частично. Такая необходимость обусловлена внезапными финансовыми затруднениями у клиента, предвидеть которые невозможно либо их вероятность представлялась крайне низкой.
Отсрочки еще называют «кредитными каникулами», они позволяют избежать штрафов, общения с коллекторами и прочих неприятностей, связанных с несвоевременным погашением задолженности.
Виды отсрочек
В зависимости от варианта предоставления «кредитные каникулы» бывают следующих видов:
- Перенос выплаты основной задолженности. Заемщик в течение оговоренного времени платит только проценты, а выплаты по «телу» кредита не производятся. Общая сумма задолженности не уменьшается.
- Перенос выплаты процентов. Редко встречающийся вариант, при котором заемщик осуществляет платежи только по «телу» кредита, без процентов. Сумма платежа уменьшается незначительно, а вот совокупная переплата может снижаться более ощутимо.
- Перенос выплаты одновременно и основной задолженности, и процентов. Предоставляется только отдельным категориям клиентов и на небольшой срок (в пределах 1-3 месяцев).
Следует учитывать, что пропущенные платежи не прощаются, а равномерно распределяются и добавляются к предстоящим плановым взносам.
Когда предоставляется кредитная отсрочка
Для получения отсрочки должны быть веские основания, их перечень каждый банк определяет самостоятельно. Ими могут являться:
- потеря источника дохода не по собственной инициативе или вине (ликвидация предприятия, сокращение штатов, банкротство компании и пр.).
- проблемы со здоровьем, подтвержденные соответствующими справками и прочими медицинскими документами.
- внезапная потеря кормильца, а также необходимость оплачивать лечение или содержать неработоспособного близкого родственника.
- материальные затруднения непредвиденного характера, в том числе по причине форс-мажорных и прочих тяжелых обстоятельств (угнали машину, сгорела квартира, ограбили и т. п.).
Основаниями для предоставления «кредитных каникул» могут являться и другие обстоятельства, но в любом случае они должны подтверждаться соответствующей документацией. Предоставление отсрочки – не обязанность финансово-кредитного учреждения, а лишь его право.
Когда нельзя получить отсрочку по кредиту
В некоторых кредитных договорах невозможность предоставления отсрочки прописывается изначально. Банки отказывают и в следующих ситуациях:
- несвоевременное внесение платежей, плохая кредитная история;
- отсутствие попыток заемщика заблаговременно договориться об урегулировании возникшей ситуации, а также умышленное игнорирование запросов и попыток контакта со стороны представителей банка;
- если клиент пользуется кредитными средствами менее 3 месяцев, либо у него до окончания действия договора осталось менее 3 месяцев;
- гражданам, которые уволились с работы по собственному желанию (вывод делается на основании соответствующей записи в трудовой книжке).
Банк может не предоставить отсрочку даже в том случае, если заемщик действительно пропал в сложную ситуацию по независящим от него обстоятельствам, но не смог подтвердить этого документально.
Как получить отсрочку по кредиту
Напрямую повлиять на принятие банком положительного решения заемщик не может. Если в кредитном договоре предусмотрены условия предоставления отсрочек, банк будет действовать в строгом соответствии с ними. В остальных случаях ситуация рассматривается индивидуально, алгоритм действий зависит от конкретного банка. В любом случае необходимо:
- Обратиться с соответствующим заявлением, подробно обосновав свое финансовое положение и перечислив факторы, которые препятствуют исполнению обязательств по договору. Менеджер банка должен четко представлять возникшую у клиента ситуацию.
- Подготовить документальные подтверждения своих слов. Это могут быть справки о доходах, выписки их приказов и трудовой книжки, медицинские заключения и т. д.
- Убедить сотрудников банка в своей способности возобновить уплату взносов по истечении определенного времени. Они должны поверить, что возникшие сложности носят временный характер – в противном случае у них не будет стимула идти навстречу клиенту.
Обращаться в банк необходимо до фактического пропуска платежа: это позволит представить себя как ответственного заемщика и повысит шанс на предоставление отсрочки.